Перед войной в Ульяновске, райцентре Куйбышевской области, проживало около 110 тысяч человек. Крупных предприятий здесь не было, исключение – патронный завод им. Володарского. В городе работали кирпичный завод, мебельная фабрика, швейный комбинат, пивзавод, плодвинзавод, спиртоводочный и спиртокуренный заводы, хлебзавод и шесть хлебопекарен, мясокомбинат, гормолзавод, промкомбинат и 18 артелей. Единственный маршрут общественного транспорта связывал центр города и железнодорожный вокзал. Зато с дореволюционного времени на углу ул. Гончарова и К. Маркса существовала биржа извозчиков. В Заволжье летом добирались на пароме или на паровозике «Патронник», зимой сообщение осуществлялось по льду. Получить образование молодежь могла в педагогическом и учительском институтах, в училищах и техникумах. Четыре военных училища и авиашкола готовили для Красной Армии младший командный состав. Любимыми местами отдыха ульяновцев были парк им. Свердлова и Венец. Досуг горожане проводили в драмтеатре, кинотеатрах «Художественный» и «Пионер», в художественном и краеведческом музеях, домах культуры. Издавались газеты «Пролетарский путь», районная «Путь Ленина» и заводская «Володарец».
Бряндино – село сказочное, старинное, с богатой, красивой историей, и люди здесь живут замечательные, и дети – просто сказка! Не верите? Загляните в Бряндинскую среднюю школу – все поймете.
Первое, что хочется сказать: нет, таких школ не бывает. Дети же современные только ломать умеют, а тут… Все утопает в цветах, резьба по дереву – самими ребятишками выполнена, витрины застекленные посреди рекреаций… Да их первые «догоняшки» на переменке должны снести вдребезги, но стекло почему-то не первый год целехонько… И впрямь – школа-сказка!
"Архитектура - та же летопись. Она говорит тогда, когда уже молчат песни и предания..."
Н.В. Гоголь
Самые интересные города - города с историей. Время кристаллизуется в них, и разнородные кристаллы зданий придают
городам неповторимость и очарование. Ульяновск - один из них. Эпохи и стили причудливо перемешались в нем:
кокетливый ампир соседствует с практичным конструктивизмом, летящая готика - с "имперским" стилем сталинской
эпохи, капризный модерн - со строгим неоклассицизмом. Появились даже здания-химеры вроде облгосархива или Дома
офицеров, где одна часть моложе другой на десятилетия... Широта и размах современных микрорайонов ничей не
напоминают патриархального уюта центральных улочек, старые деревянные кварталы постепенно отступают под натиском
частной застройки. И все же город един в своем бесконечном многообразии.
Синие обои полиняли,
Образа, дагерротипы сняли,
Только там остался синий цвет,
Где они висели много лет.
Позабыло сердце, позабыло
Многое, что некогда любило!
Только тех, кого уж с нами нет,
Сохранился незабвенный след.
И. Бунин
Симбирск... самый обычный среднероссийский город второй половины XIX века с тридцатитысячным населением, центр
губернии. В романе "Обрыв " И.А. Гончаров описывал его так: "куча разнохарактерных домов, домиков, лачужек, сбившихся
в кучу или разбросанных по высотам и по ямам, ползущих по окраинам оврага, спустившихся на дно его, домиков с
балконами, с маркизами, с бельведерами, с пристройками, с венецианскими окошками или едва заметными щелями вместо
окон, с голубями, скворечниками, с пустыми, заросшими травой, дворами. Искривленные, бесконечные, идущие между
плетнями, переулки, пустые, без домов, улицы, с громкими надписями: "Московская улица", "Астраханская улица",
"Саратовская улица", базары, где навалены груды лык, соленой и сушеной рыбы, кадки дегтю и калачи... ".
Сегодня этот город ушел в прошлое. Но он жив в заповеднике, окунувшись в концентрированное историческое пространство
которого, начинаешь лучше понимать духовный мир эпохи, которая привела к великим переменам на российской земле.
Эта Женщина - само обаяние, образец душевной красоты и благородства. Слушать ее - упоение, смотреть в ее чистые глаза,
некогда вдохновлявшие Р. Фалька, - наслаждение, ощущать себя современником той, что была связана дружескими
отношениями с выдающимися деятелями культуры XX века, - огромное счастье!
Читая трогательные воспоминания Ирины Глебовны Глинки, не перестаешь восхищаться живым и легким литературным
языком (а ведь она - скульптор по профессии и историк по образованию), образностью речи, компьютерной грамотностью
(освоить технику нового столетия почти в 70 лет!). Мягкая ирония, тонкий юмор, точное и яркое художественное
воспроизведение событий полувековой давности...
В стороне от больших дорог за высоким забором прячется от глаз добротное трехэтажное здание. Время почти не изменило
его. И только вид на индустриальное Засвияжье, открывающийся с крутого спуска улицы Воробьева, неумолимо
свидетельствует о скоротечности жизни. Нет, не встретить теперь во дворе ни веселой гурьбы смышленых чувашских
ребятишек, ни девочек в аккуратно повязанных платочках, не найти крестьянских подвод, на которых из далеких деревень
привезли в знаменитую на всю Россию школу новых учеников...
Читая трогательные воспоминания Ирины Глебовны Глинки, не перестаешь восхищаться живым и легким литературным
языком (а ведь она - скульптор по профессии и историк по образованию), образностью речи, компьютерной грамотностью
(освоить технику нового столетия почти в 70 лет!). Мягкая ирония, тонкий юмор, точное и яркое художественное
воспроизведение событий полувековой давности...