Пришла долгожданная весна, и город ожил, как муравейник, многолюдными субботниками по уборке территорий, соревнованиями на лучший двор, суетой вокруг цветников... И вот, наконец, лето: блеск и чистота тротуаров, конкурс красавиц-скамеек, задорный смех фонтанов, гонор новых скульптур!
Что уж говорить про день рождения города! Впервые за много лет он предстал перед ульяновцами чистенький, обновленный, искрящийся счастьем и надеждой на будущее благополучие. Ко Дню города в Ульяновске появилось три памятника: у гостиницы «Венец» – памятник уникальному местному камню симбирциту, какого в мире больше нет нигде; у речпорта установили «Якорь», а у входа в Литературный музей «Дом Языковых» – бюст А.С. Пушкина работы скульптора Зураба Церетели.
Проезжая мимо Арского, невольно заглядишься на чудо-храм – белую лебедь, приподнявшую крылья, чтобы взмахнуть ими и воспарить над землей – к небу, к самому Творцу. Любуясь храмом, ты готов отречься от повседневной суеты и обратиться к Богу. Трехперстие кисти тянется ко лбу, и на устах оживает молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Рассеянный ум уступает место сердцу, сердце открывает створки души, и ты вдруг видишь неприглядное свое нутро – гнилое, немощное, неумытое. Внешне ты молод, здоров и красив. До встречи с чудом никогда не утруждал себя заглянуть в глубь собственной души, но наконец-таки заглянул и ужаснулся!.. Остановись, забудь о мнимых ценностях, сверни с дороги, к храмам Арского.
Когда-то село Ишеевка украшал каменный трехпрестольный храм. Он был выстроен в 1792 году на средства местного помещика, коллежского асессора Степана Егоровича Кроткова. Главный престол церкви по просьбе самого Кроткова освятили в честь иконы Божьей Матери, Всех Скорбящих Радости. Другой вариант названия этого образа Пресвятой Богородицы – «Неутолимой печали – Радости всех скорбящих». А два дополнительных престола, правый и левый, были освящены во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святого Стефана Сурожского, покровителя Степана Кроткова, человека «виновного» в появлении храма или, согласно документам той эпохи, «храмоздателя».
Выставка с таким названием недавно открылась в Ульяновском областном краеведческом музее (бульвар Новый Венец, 3/4). Среди представленных в экспозиции исторических и архитектурных памятников Ульяновской области, часть которых уже утрачена, а судьба других остается неопределенной, обращают на себя особое внимание усадебный комплекс в селе Скугареевка (Тереньгульский район) и господский дом в рабочем поселке Тереньга.
К 60-летию Победы Ульяновский областной художественный музей подготовил уникальную выставку «Я – очевидец». В экспозицию вошли живописные и графические работы фронтовика, заслуженного художника России Виктора Киселева. На протяжении всей жизни Виктор Васильевич был ближайшим другом Аркадия Александровича Пластова, который проявлял заботу обо всей семье Киселевых, а в годы войны писал своему товарищу на фронт теплые письма и даже прислал графический портрет его матери – Параскевы Петровны. Неслучайно поэтому выставку «Я – очевидец» украсила также самая знаменитая работа академика А.А. Пластова «Фашист пролетел».
Виктор Киселев прошел по дорогам войны с июля 1941 года по ноябрь 1945 года. Второй период службы, по ходатайству А.А. Пластова, был связан с профессиональной работой: Виктор Васильевич находился на фронте уже в качестве художника студии имени Грекова, поэтому имел возможность не только рисовать и писать картины, но и записывать впечатления. Предлагаем читателям познакомиться с отрывками из военного дневника В.В. Киселева.
В этом году Мариинская гимназия готовится отметить свой юбилей. Ей есть чем гордиться. История этой гимназии началась почти два столетия назад, когда 2 мая 1820 года заботами Общества христианского милосердия и на его средства и средства императрицы Елизаветы Алексеевны было открыто первое в Симбирске закрытое женское учебное заведение – Дом трудолюбия. Его посещали Высочайшие Особы Императорского Дома, а в 1840-х годах заведению были предоставлены права женских институтов 2-го разряда. Тогда же его переименовали в трехклассное Елизаветинское училище. 24 декабря 1860 года принято под покровительство Марии Алексеевны и получило наименование Мариинского училища.
Отрадно, что в наши непростые времена не только создаются новые школьные музеи, но и возрождаются старые. Значит, есть еще энтузиасты-учителя, стремление и горение которых не зависит от экономической или политической ситуации в стране, а их воспитанники знают: дорого то, что сделано своими руками, обдумано пытливым умом и воплощено в жизнь в стенах родной школы. Главное – дерзать и идти вперед, протягивая путеводную ниточку памяти будущим поколениям.
Ульяновску повезло: наш город стал второй родиной контр-адмирала Военно-Морских сил России, одного из первых командиров атомных подводных лодок, командира флагманского корабля атомного подводного флота СССР Игоря Ивановича Вереникина. Человек-легенда из славной морской династии, он прошел героический путь моряка-подводника. Зигзаги судьбы привели его в Ульяновск, а соседство со школой № 86 вылилось в большую и плодотворную дружбу.
Первые эшелоны с оборудованием Московского автомобильного завода прибыли в Ульяновск на станцию «Киндяковка» осенью 1941 года. Без грузоподъемных механизмов люди разгружали многотонные станки, затаскивали их под крышу. Нужно было в кратчайшие сроки пустить завод, чтобы поставлять фронту необходимую продукцию. Полторы тысячи москвичей за два месяца – ноябрь и декабрь 1941 года – разгрузили свыше двух тысяч платформ с оборудованием.
«Мои дядья» – так называется групповой портрет, выполненный Львом Нецветаевым к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. У его отца было два брата, у мамы – четверо. Каждый из них много сделал для Победы, а двое – Дмитрий Нецветаев и Василий Егоров – заплатили максимальную цену. Не знавшие друг друга при жизни, на картине они стоят рядом, высвеченные столбом багряного света. Вот что рассказывает о своих родственниках-героях сам художник - Лев Николаевич Нецветаев.