В историческом центре нашего города много музеев. В архитектурный комплекс Ленинского мемориала входит старинный особняк А.С. Прибыловской, в котором в 1991 году был открыт Ульяновский музей народного творчества. Этот музей занимает в культурном пространстве области свою особую нишу, сфера профессионального интереса сотрудников – народное и самодеятельное творчество наших современников. Здесь представлены образцы художественных промыслов Симбирской губернии и творчество народных художников и мастеров Ульяновской области.
Поволжская Швейцария, город двух заливов, город-сад, город, вросший в землю подковой счастья, - все это о красивом уютном старинном Сенгилее. Но, в первую очередь, это место, где живут трудолюбивые, добрые, отзывчивые на чужую боль, талантливые люди, патриоты своего края…
«Карамзин представляет явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять». Н.В. Гоголь
Святая дружба, связавшая в ранней юности Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева, прошла через всю их жизнь. Что их объединяло? Родина – Симбирский край с его величавой Волгой? Родственные узы? Или общие интересы? И то, и другое. «Отчизна моя – Симбирская губерния», – с гордостью писал сатирик. С не меньшим трепетом о малой родине отзывался и великий историограф. «Склонность наша к словесности, – читаем в мемуарах Дмитриева о взаимоотношениях с Карамзиным, – и что-то сходное в нравственных качествах укрепляли связь нашу день ото дня». Это «что-то», несомненно, – честность, добропорядочность, любовь к Отчизне.
Главное украшение Симбирска – памятник российскому историографу Н.М. Карамзину, а город Казань украшает памятник российскому поэту Г.Р. Державину Оба памятника были воздвигнуты по проекту талантливейшего скульптора Самуила Ивановича Гальберга.
Ульяновский государственный университет был открыт в 1988 году по инициативе областного руководства. Большую поддержку в создании нового российского университета оказали Г.А. Ягодин (первый вице-президент Международного университета), В.А. Садовничий (ректор МГУ) и другие. Возглавил вуз (в то время филиал МГУ) профессор Ю.В. Полянсков. Сегодня УлГУ – это семь институтов, шесть колледжей среднего профессионального образования и два высших колледжа, сеть профильных классов. Преподают здесь более тысячи человек (121 доктор наук и 560 кандидатов наук). А совсем недавно был осуществлен новый проект: открыта Научная электронная библиотека.
70 лет исполнилось Ульяновской региональной организации Союза художников России. Свое летоисчисление она ведет с 1936 года – именно тогда был организован Ульяновский филиал Куйбышевского отделения Союза художников РСФСР. Самостоятельная организация появилась с момента образования Ульяновской области. У ее истоков стояли П.С. Добрынин, А.Н. Остроградский, А.И. Трапицин, М.М. Радонежский, П.Г. Панин, Г.В. Васильев, А.Н. Грошев, А.В. Свиридов – талантливые художники и активисты культурного движения. Значительное влияние на формирование ульяновской школы художников оказал Д.И. Архангельский – незаурядный человек и настоящий подвижник искусства. Со своими многочисленными учениками он щедро делился талантом и мастерством. И был среди учеников один, чья слава шагнула далеко за пределы родного края, – Аркадий Александрович Пластов, академик живописи, народный художник СССР. Для художников-земляков он был образцом высочайшего профессионального мастерства, нравственности и гражданской искренности.
Дягилевский «Пересвет» не случайно второй раз появляется на страницах «Мономаха»; во-первых, это одна из лучших работ мастера, его, так сказать, «визитная карточка»; во-вторых, картина созвучна как названию журнала, так и его направлению: взывать к порою заглохшим глубинам народного патриотического духа.
Прошлое России богато выдающимися личностями, оставившими весьма неоднозначный след в анналах истории. К таковым с полной уверенностью можно отнести графа А.Х. Бенкендорфа (1781(83?)–1844), чьё имя в отечественной историографии и беллетристике долгое время связывалось с эпохой николаевской реакции и гонениями на передовых писателей и поэтов. Однако еще С.М. Волконский, внук знаменитого декабриста, справедливо отмечал, что «если есть фигуры, ждущие оценки, то Бенкендорф ждет переоценки». Александр Христофорович вошел в историю не только как «первый жандарм» империи, но и как храбрый участник целого ряда военных кампаний, а также как путешественник и мемуарист. Он, как минимум, дважды бывал в Симбирске и оставил весьма интересные воспоминания. Кроме того, с нашим краем граф был тесно связан по роду службы.
Ветхозаветная история знает блистательный ряд матерей, начинающийся с праматери человечества – Евы: Сара, Ревекка, Рахиль и Лия, Иохаведа, Анна, Соломония… Воистину это были живоносные женщины, жившие для Бога и в Боге. Но даже если сравнить их с камнями драгоценной мозаики, изображающей прекрасный и величественный образ материнства, он будет бледной фигурой рядом с излучающим неземное сияние образом Богоматери, давшей миру Иисуса Христа.