Есть праздники, которые нас объединяют. В преддверии праздника Пасхи журнал «Мономах» призвал юных читателей принять участие в конкурсе творческих работ «Да воскреснет Русь Святая!» Откликнулись 160 участников из 22 ульяновских и шести сельских школ, которые представили на конкурс около 200 работ.
В декабре нынешнего года исполнится 240 лет со дня рождения великого нашего земляка, историка, журналиста, писателя Николая Михайловича Карамзина. Для каждого великого писателя или ученого когда-нибудь наступает «его время». Сегодня пришло время Карамзина.
На рубеже эпох интерес к родной истории особенно обострен. Так происходит теперь, так было сто лет назад, когда только начинался век двадцатый. ...Темам русской истории отдали дань все ведущие мастера Серебряного века. В 1895 году в Москве возникло даже Общество художников исторической живописи. «Молодые художники целыми днями просиживали в Историческом музее и усердно изучали там старинную резьбу, набойки и вышивки», - вспоминал живописец и критик И.Э. Грабарь. Именно в Москве начинал свой путь в искусство художник Николай Федорович Некрасов.
Игорь Степанович Смиркин - главный художник области, талантливый дизайнер, скульптор, архитектор. Круг его творческих интересов очень широк. Художник экспериментирует, философствует, ищет свои миры. Вот что он сим говорит об этом: «Миры или реальности постоянно воздействуют друг на друга. Переплетаясь, они создают невидимую паутину причинно-следственных связей. «Что было бы, если... », - думаем мы о той или иной жизненной ситуации, стараясь спрогнозировать следствия. Но не всегда наши прогнозы соответствуют действительности, которая, кстати, имеет относительный характер. И тогда... мы создаем свои миры, свою реальность. Это Виртуальные миры, которые являются отражением реальности настоящей. Мы уподобляемся Богу в поисках совершенства».
Ульяновская областная филармония уникальна не только своим замечательным по архитектуре зданием, не только тем, что она располагается в одном из живописнейших мест Венца в черте города и готова вот-вот сползти вниз по обрыву, но и тем, что в ее ведении находятся три крупных государственных оркестра. Старшему коллективу - Ульяновскому академическому симфоническому оркестру - уже 37. Средний оркестр русских народных инструментов – отметил свое 20-летие. И вот недавно в 2002 году нежданно-негаданно появился еще один - Государственный духовой оркестр «Держава». Чаще всего последний ребенок в семье бывает самым любимым, самым талантливым, или, по крайней мере, родители его хотели бы видеть таким, связать с ним свои самые большие надежды и ожидания.
Жанровая картина В.Г. Перова «Мальчик-мастеровой», как и картина М.П. Клодта «Швальня в католическом францисканском монастыре», пользуются любовью и маленьких, и взрослых зрителей. Из-за недостатка места они не всегда присутствуют в экспозиции музея, а между тем эти картины, написанные практически одновременно, в 1864-1865 годах, относятся к одному из важнейших периодов в русском искусстве XIX века, позже получившему название «святые шестидесятые».
Музей, являясь собирателем и хранителем культурных ценностей, представляет интегрированный знак культуры, где каждый экспонат, а также событие или действие, связанное с ним, имеют определенное смысловое, предметное и эмоциональное значение. Каждый музейный знак обращен к прошлому, по отношению к которому человек находится на временной и пространственной дистанции, но способен преодолеть этот барьер через искусство.
Залы музея, наполненные бесценными знаками культуры, - это те же дороги, проходящие по родной и чужим странам, по судьбам как отдельных людей, так и целых народов, уводящие порой в самые экзотические природные, социальные и культурные миры. Таким миром является испанская школа живописи в экспозиции художественного музея. Здесь представлены картины периода необычайного подъема испанской живописи конца XVI - начала XVII века.
Вот уже пять лет в Ульяновском областном художественном музее осуществляется уникальный проект "Дар бесценный", призванный объединить людей, не безразличных к судьбе музея и его фондов. Научные сотрудники приложили немало сил, чтобы сохранить преемственность традиций, заложенных в конце XIX века губернской ученой архивной комиссией, и напомнить землякам, что первые сто произведений искусства, положенные в основу будущей коллекции, были пожертвованы симбирянами.
Искусствовед областного художественного музея Галина Михайловна Савинова угощает нас зеленым чаем, который разлит по изящным фарфоровым чашечкам, и напутствует: «Когда вы хотите преподнести кому-либо подарок на долгую память, остановите выбор на фарфоре. Лучшего подарка быть не может!» О фарфоре она знает всё и говорит о нем только с восклицательной интонацией. И вот уже вкус чая кажется особенным, хочется продлить чаепитие и не выпускать из рук хрупкую невесомую чашку...
После завершения новостей на телеканале «Культура» всегда во время передачи прогноза погоды демонстрируются шедевры мировой живописи. В зимние месяцы эта своеобразная экспозиция начинается с картины Натальи Гончаровой «Московская зима». Не все знают, что это полотно украшает стены Музея современного изобразительного искусства им. А. А. Пластова, открытого 1 марта 1992 года как филиал Ульяновского областного художественного музея.