В студенческие годы я вместе с группой ребят нашего факультета был приглашен на телевидение почитать стихи московских поэтов, приехавших на встречу с ульяновскими читателями. Мне достались стихи одного из них. Опущу впечатления от первого выступления перед телекамерами, ту первую дрожь и даже необъяснимый ужас, которые приводили к заиканию, провалы памяти, на которую до этого не жаловался, необъяснимую бледность, все то, над чем после передачи все дружно хохотали. Стихи были о последнем на Земле мамонте, о его одиночестве и печали. Помню, как, готовясь к передаче, я пытался почувствовать это настроение последнего мамонта, даже перечитал «Последнего из могикан». Но юность не имела опыта для понимания такой проблемы. Несколько лет назад, разговаривая с Татьяной Михайловной Глазовой, справившей свое 100-летие, я вспомнил это стихотворение, услышав от нее печальные слова: «Зажилась что-то я, ведь все мои ровесники давно уже ушли». Вспомнил о том мамонте и сейчас, направляясь в Дедяшевку к последней жительнице Дедяшевки - Анисье Федоровне Егоровой.
Принято считать, что фонды музеев можно пополнять лишь за счет редких исторических находок, прикладывая к поискам неимоверный труд, терпение и научные знания. А если подойти к задаче иначе? Использовать, например, интуицию и прозорливость? Скажете: не научный подход? Вовсе нет. Оглянемся вокруг. Уже сегодня среди современников можно назвать тех, чье имя непременно войдет в историю. Тогда, может быть, пора подумать о будущей коллекции Ульяновского областного краеведческого музея, по которой потомки будут судить о нашей эпохе? Тем более, что герои сами способны рассказать «о времени и о себе» и подарить музею самые ценные свидетельства собственной жизни и деятельности. О том, как зарождался и начал осуществляться проект «Портрет нашего современника», рассказывает заведующая сектором развития Ульяновского областного краеведческого музея Ирина Геннадьевна Корост.
В Дивеево, под покров Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря нас привела цепь разрозненных, различных по значимости и последствиям событий. Это позже, всматриваясь в них, ясно выделяешь наличие некоего внутреннего сюжета с обусловленным результатом: так, на поверхности, добрые знакомые нашей семьи Галя и послушник Дмитрий устроили нам поездку в монастырский реабилитационно-онкологический центр; глубинный же вариант, видимо, таков: когда поднимаешь лицо вверх – небо смотрит на тебя отовсюду.
За более чем вековую историю в фондах Ульяновского краеведческого музея накопилась внушительная коллекция оружия разных эпох и разных народов, которая насчитывает более 500 экспонатов. Основную часть коллекции составляют предметы вооружения русского и западно-европейского производства. Особый интерес, вне сомнения, представляет оружие восточное: японское, арабское, средне-азиатское.
Идею картины «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» (1870) симбирский художник Василий Григорьевич Худяков (1826-1871) нашел у Н.М. Карамзина, к сочинениям которого часто обращались русские мастера исторической живописи. В "Истории Государства Российского" Худякова привлекли главы, посвященные судьбе казанской царицы Сююмбике. Поэтическая интонация, пластическая яркость и красочность языка, придающие "особую достоверность всей исторической картине", были необычайно созвучны мироощущению живописца. Стоит также вспомнить о том, что впервые о казанской пленнице Худяков узнал еще в ранней юности, когда вместе с H.И. Поливановым путешествовал по Волге. Во время посещения Казани в памяти запечатлелись легенды о несчастной Сююмбике.
Мое знакомство с археологией края началось в далеком детстве с посещения старинного городища, расположенного неподалеку от села Ундоры. Поросшие травой земляные валы и рвы двумя кольцами опоясывали современную деревню, властно вторгаясь в жизнь ее обитателей. Усеянные обломками красноглиняной керамики деревенские огороды притягивали мальчишек необычными находками, среди которых иногда встречались огромные железные крючки, наконечники стрел, бронзовые пуговицы-подвески... И только много позже я узнал, что городище было втрое старше самого Симбирска-Ульяновска и было основано волжскими болгарами - предками современных поволжских татар и чуваш.
За последние годы, готовясь к празднованию своего тысячелетия, древняя Казань буквально преобразилась. В центре города, освобожденном от малоценной ветхой застройки, теперь соседствуют отреставрированные историко-архитектурные памятники и суперсовременные здания и сооружения. Впечатляют масштабы капитальных вложений и качество произведенных работ. Новые скверы, фонтаны, оригинальное оформление витрин... Все это, конечно, замечательно и, безусловно, правильно. Но многие, особенно из числа пожилых, уже жалеют об утрате покосившихся домиков в кривых переулках, старых дворах и заросших сиренью палисадниках. Потому что ничто не может быть лучше того места, где прошло детство и юность.
В декабре 1804 года и казанцы, и симбиряне были взбудоражены известием о том, что 5 ноября государь император подписал указ об образовании на базе Казанской гимназии нового российского университета, первого на Востоке России.
По завершению текущего учебного года дирекция гимназии объявила, что 35 успевающих учеников старшего класса рекомендуются для зачисления на первый курс. Но перед этим им еще год придется доучиваться по гимназической программе и прослушать цикл лекций по подготовке к университетскому курсу.
В Ульяновской области проживает 169 тысяч татар. Это добрый, трудолюбивый, дружелюбный народ, который стремится к тесному взаимному общению, к упрочению связей с татарами, проживающими на территории республики Татарстан. Ульяновская областная администрация делает многое для сохранения и развития татарской культуры, языка и национальных традиций. В 1989 году в Ульяновске был создан Дом дружбы народов, вышел в свет первый номер газеты «Эмет», а на ГТРК «Волга» начала работу передача на татарском языке «Чишме».
Талантливый человек многогранен, его творческие поиски никогда не исчерпываются одним видом искусства. Вот и архитектор Владимир Сидоров изумил ульяновцев, представив на их суд нежные, сотканные как будто из воздуха акварели. Живя бок о бок с художником много лет, мы зачастую не умеем разглядеть даже одной грани его таланта. Но сколько прекрасных открытий можно сделать на юбилейной выставке!